Главная » ABA-терапия

ABA-терапия

    ABA (Applaied behavior analysis) - прикладной анализ поведения (ПАП), в котором принципы бихевиоризма применяются для коррекции нежелательного (проблемного) поведения, развития вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков бытового самообслуживания, улучшения социализации, то есть развития социально значимого поведения при аутизме и других первазивных нарушениях развития, сопровождающихся соответствующими поведенческими расстройствами.

                                                                                            Записать ребенка на ABA-терапию в НЛЦ "Лалио плюс"

    Нежелательное (проблемное) поведение - это не только истерика, агрессия или самоагрессия, самостимуляция или стереотипии, но и абсолютная апатия к окружающему миру и людям, отсутствие какой бы то ни было мотивации, а также любое поведение, если оно мешает чей-либо социализации, обучению, жизни.

    Как и любое поведение, оно всегда имеет определенную цель (функцию):

- что-либо получить;

- чего-либо избежать;

- сенсорная стимуляция.

    И соответственно оно каждый раз:

- закрепляется, если цель достигнута;

- не закрепляется («гасится»), если цель не достигнута.

     Согласно функциональному анализу, любое нежелательное поведение происходит потому, что оно приводит к желаемому результату для ребенка.

     Кроме того, нежелательное поведение - это и результат отсутствия навыков:

- коммуникативных и речевых;

- способности к имитации;

- навыков самообслуживания;

- игровых;

- взаимодействия со сверстниками.

    Что предлагает ABA терапия для семьи ребенка с аутизмом в НЛЦ «Лалио плюс»?

1. Избавление от нежелательных поведений ребенка и его социализация в рамках семьи, улучшение качества жизни семьи.

2. Развитие у ребенка бытовых навыков и навыков самообслуживания, самопомощи, самоконтроля.

3. Коррекция нарушений пищевого поведения, сна.

4. Туалетный тренинг

5. Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации, развитие рецептивной и экспрессивной речи.

6. Адаптация ребенка к процессу обучения.

7. Социализация ребенка в обществе.

8. Обучение академическим навыкам.

    С чего начинается ABA-терапия в НЛЦ «Лалио плюс»?

    Прежде всего, с взаимного доверия и готовности к активному сотрудничеству родителей ребенка с нашей опытной командой специалистов в целях грамотной, максимально эффективной разработки и дальнейшей реализации персонализированной программы развития ребенка и коррекции выявленных у него поведенческих нарушений.   

    Персонализированная программа развития ребенка с помощью ABA-терапии выстраивается после комплексного клинического обследования: наблюдения за ребенком, подробного опроса родителей и сбора анамнеза, анкетирования, тестирования уровней развития навыков ребенка по ABLLS-R или VB-MAPP, возможно использование диагностического инструмента ADOS-2 для постановки и уточнения диагноза.

    Что представляет и для чего нужна персонализированная программа АВА-терапии?

    Грамотная персонализированная программа ABA-терапии – это необходимое условия для успешного развития ребенка в рамках ABA!

    АВА терапия без программы – это не ABA терапия.

    Программа ABA-терапии обязательно содержит:

- приоритетные направления развития, например, «развитие навыка понимания обращенной речи»;

- обучающие цели, например, «поведение слушателя»;

- задачи как пункты плана достижения цели, например, «различение стимулов и их назывании»;

- определение целевого поведения, например, «ребенок различает несколько предметов и изображений, указывает на них и подает за столом и вне стола»;

- краткое описание тренинга, метод работы;

- критерий "мастерства", определяющий произвольность нового навыка и его генерализацию, например, «правильное самостоятельное выполнение инструкции»;

- необходимые материалы для занятий;

- типы используемых подсказок и ухода от подсказок;

- критерий перехода на следующий уровень освоения навыка.

    Первый, стартовый вариант программы составляется ориентировочно на 3 месяца. Продолжительность освоения программы зависит от индивидуальных особенностей ребенка и интенсивности занятий, включённости семьи в процесс обучения. Основной принцип построения программы - от зоны ближайшего развития ребенка к более сложным навыкам, необходимым для адаптации ребенка к процессу обучения, социализации, получения академических знаний. Четкие, понятные цели, задачи и сроки, количество занятий, кто будет заниматься.

    Основная цель программы будет достигнута тогда, когда ребенок не просто освоит с инструктором ABA какой-то новый навык, определенный программой, но и научится владеть и применять этот навык произвольно, спонтанно, то есть в контексте ситуации (с разными людьми, в разных обстоятельствах).

    Поскольку важность и значимость грамотного тестирования навыков, разработки и сопровождения персонализированных программ ABA является необходимым залогом успеха всей дальнейшей ABA-терапии, мы пригласили к сотрудничеству одного из сильнейших поведенческих аналитиков ABA России Трубицыну Анну Николаевну, которая не только является опытным практиком, но и ученым, ведущим активную научную работу по ABA в сотрудничестве с отечественными и западными экспертами.

    А.Н.Трубицына - биолог, научный сотрудник, поведенческий аналитик, руководитель Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения НГУ.

    В 2013 году, пройдя в течении 1,5 лет интенсивное дистанционное обучение у сертифицированных специалистов США освоила базовый учебный курс прикладного анализа поведения (АВА). Также прошла серию сертифицированных семинаров и тренингов по освоению системы альтернативной коммуникации PECS, осуществила практическую стажировку в Гонконгском отделении Autism Partnership, прошла клинический семинар по использованию диагностических инструментов при аутизме ADOS и ADI-R. В настоящее время является постоянным участником тематических конференций специалистов, является автором и соавтором публикаций в «Психологическая наука и образование», «Аутизм и нарушения развития», «Вестник УрФУ», «Вестник НГУ» и других по вопросам исследований аутизма и поведения детей с РАС.
С 2014 МЦПАП НГУ остается единственным в России научно-практическим центром, исследовательским подразделением Университета, изучающим как собственно аутизм, РАС, так и само поведенческое вмешательство, критерии его эффективности, способы его улучшения и как практики, и как учёные. Нигде в России больше нет научных сотрудников, своими руками непосредственно работающих с детьми с РАС. А также нет практиков, занимающихся исследованиями.

    Благодаря участию Анны Николаевны в данном проекте, родители детей с РАС получат уникальную возможность при желании пройти диагностику аутизма в НЛЦ «Лалио плюс» по ADOS.  Но тут нужно учесть один очень важный момент: ADOS изначально создан не для клинических целей, а для исследовательских. В США его используют в принципе активно, но для клинических целей – редко, только в совсем неясных, спорных случаях. А в массе диагноз ставится по критериям DSM врачом. ADOS обследование очень дорого обходится и очень дорого стоит в США, т.к. требует много времени специалиста очень высокой квалификации.

    В соответствии с разработанной программой занятия по ABA-терапии в НЛЦ «Лалио плюс» будет проводить сертифицированный ABA-инструктор  нашего Центра Слесь Ирина Анатольевна, прошедшая в 2016-2017гг обучение по программе ЦПА «Включи меня» с очной стажировкой в Москве на базе школы №1465, а осенью 2018г интенсивную теоретическую программу обучения в НГУ и полуторомесячную очную стажировку в МЦПАП НГУ под непосредственным наставничеством Трубициной А.Н.

    Ход выполнения программ, результаты текущей работы в обязательном порядке тщательно контролируются Трубициной А.Н. (результаты ABLLS-R или VB-MAPP, видео материалы, все регулярные отчеты и т.д.), корректировка программ осуществляется как планово – раз в три месяца, так и мобильно- в случае необходимости по результатам текущей работы.

     Еще одна очень существенная особенность поведенческой программы АВА в НЛЦ «Лалио плюс» - это комплексная интеграция с огромными абилитационно-коррекционными возможностями нашего Центра в части сенсо-моторного развития, развития когнитивных и психических функций, социализации. Ребенок получает возможность успешно интегрировать полученные новые поведенческие и учебные навыки,  достичь больших успехов в своём физическом, моторном, речевом, когнитивном развитии на необходимых ему отдельных занятиях с логопедом, дефектологом, кинезотерапевтом и другими специалистами за счет грамотной интеграции важных элементов его программы АВА в эти занятия и соблюдения необходимых протоколов АВА всеми смежными специалистами.

    Узнать время очередных очных консультаций Трубициной А.Н. в НЛЦ «Лалио плюс», а также записаться к ней на консультацию и программу по ABA-терапии Вы можете через форму обратной связи на нашем сайте или у администраторов Центра по тел.: +7(343)385-81-01

Со стоимостью консультаций и занятий Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «прайс-лист».

 


 
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК