Главная » Метод Г. Домана в основе методики нейро-востановления

Метод Г. Домана в основе методики нейро-востановления

Гленн Доман     Рост и развитие мозга воспринимаются в мире как нечто неизмен­ное и    заранее предопределенное. Вместо этого мы можем сказать, что рост и  развитие мозга - это  динамичный и постоянно меняю­щийся процесс. Это  процесс, который может быть остановлен (на­пример, в результате  серьезного повреждения мозга).Это процесс который можно замедлить (как  в случае повреждения мозга средней тяжести). Но наиболее значительным  является то, что это процесс который можно ускорить (и если бы это было  не так, то сильно отставший в развитии ребенок с повреждением мозга  никогда бы не смог наверстать упущенное).                                                                                                                                                                                       Г.Доман


     Гленн Доман (Glenn Doman; 1919 - 2013) - американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана). В 1955 году основал некоммерческую организацию Институты достижения потенциала человека (англ. Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP), автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана).

     Гленн Доман со своей командой опередил на многие годы открытия современной нейрофизиологии: он показал, что человеческий мозг имеет замечательные способности для самовосстановления (нейропластичность) и регенерации (нейрогенез), что мозг легко доступен и поддаётся изменению с помощью интенсивной сенсорной стимуляции, что разносторонние симптомы повреждения мозга - это всего лишь симптомы, и что лечение должно быть направлено на их причину - непосредственно на поврежденный мозг.

     Что лежит в основе методики Домана?

     Тезисы, разработанные Доманом и сотрудниками Института развития человеческого потенциала:

1. Мозг растет и развивается лишь в случае, если он работает. 
2. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект.
3. Как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга.
4. Мозг ребенка с рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат

     Ребенок с органическим повреждением ЦНС рассматривается Доманом как ребенок с замедленным темпом развития. Замедление темпов развития связано с нарушением как сенсорного восприятия (зрительное, слуховое, тактильное), так и моторного ответа (крупная моторика, мелкая моторика, речь).

     Занимаясь реабилитацией детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы, Г.Доман использовал внешние раздражители, стимулируя клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Данный подход не требует дорогостоящего оборудования, расходных материалов, рассчитан на семьи, занимающие активную жизненную позицию. Метод Домана актуален для широкой группы детей: с задержкой в интеллектуальном, физическом, физиологическом, а также социальном развитии. Увеличение темпов развития детей достигается путем вовлечения в процесс всей семьи, на основе семейной работы. 

     Активно применяя метод Домана, мы прежде всего создаем условия для сохранения семьи путем формирования мотивации воспитывать особого ребенка в семье и семейного подхода к вопросам развития ребенка. Родители начинают понимать, что в мире есть постоянный процент рождения детей с ограниченными возможностями, и во всем мире эти дети и взрослые люди имеют свои социальные права и гарантии, что такой ребенок может родиться в любой семье, не зависимо от социального статуса и здоровья. Семья получает психологическую помощь в принятии того, что ребенок будет развиваться медленными темпами, и в целом будет иметь более низкий уровень развития, чем его сверстники, но в рамках своих возможностей будет развиваться и расти. Важно не занизить уровень этих возможностей, а создать максимально подходящие условия для увеличения темпов развития ребенка в семье.

     Основные принципы метода Г.Домана:

- использование ресурсов семьи для наиболее полного развития ребенка с ограниченными возможностями;

- консультативный подход к работе с ребенком, состоящий из диагностики уровня развития, формирования профиля развития ребенка, формирования плана занятий в специально созданной среде (не требующей больших материальных затрат), амбулаторное ведение семьи;

- в работе по данной методике необходимо учитывать, что развитие ребенка происходит поэтапно с использованием сенсорных и моторных связей ЦНС. Односторонне развитие отдельных составляющих дает менее значимый и устойчивый результат;

- неправильная диагностика уровня развития ребенка приводит к перескакиванию нескольких этапов развития, что для ребенка с ограниченными возможностями является непреодолимым препятствием в развитии и отсутствием эффекта от затраченных усилий;

- залогом успеха в развитии ребенка является точная точечная диагностика уровня развития по всем сенсорным и моторным связям, предложение пути развития, разбитого на множество подэтапов, увеличение темпов развития ребенка за счет многократного повторения предложенных упражнений.

    Для каждого ребенка составляется профиль развития. Каждый ребенок имеет индивидуальную программу, разработанную для него, но есть и общие факторы для этих про­грамм:

1. Каждый ребенок тщательно оценивается по зрительной колонке Профиля с тем, чтобы определить верхние пределы развития его зре­ния. Затем ему прописывается активное стимулирование, нацеленное на пробивание любого барьера, чтобы функционировать в зрительных нервных цепях на следующем, более высоком уровне.

2. Каждый ребенок тщательно оценивается по слуховой колонке Профиля, чтобы определить верхние пределы развития слуха. Затем ему прописывается активное стимулирование, нацеленное на пробужде­ние функции в слуховых нервных цепях на следующем, более высоком уровне.

3. Каждый ребенок тщательно оценивается по тактильной колонке Профиля, чтобы определить верхние пределы его тактильной компе­тентности. Затем ему прописывается активное стимулирование, чтобы помочь ему прорваться к следующему более высокому уровню.

4. Всем детям, включая тех, кто плохо ходит или не умеет бегать, прежде всего было назначено проводить максимальное количество времени на полу, кроме интервалов, отведенных на лечение, питание или ласку. Все время на полу проводится в положении ничком (ли­цом вниз), если это Уровень 1 в колонке подвижности Профиля. Если ребенок находится на более высоком уровне, но все еще не может ползать на животе должным образом, то ему дается возможность все время ползать по полу на животе. Если он находится на еще более высоком уровне, но не может ползать на четвереньках должным образом, то ему дается возможность все время ползать по полу на четвереньках. В дополне­ние к ползанию на животе и на четвереньках, детям, которые ходят плохо или не могут бегать, дают возможность ходить и, в конечном счете, бегать.

5. Ко всем детям применяется сокращенное копирование (движе­ние туловища), одностороннее копирование или перекрестное копирование и зависимости от того, где существуют пробелы в колонке подвижности или в любой другой колонке Профиля.

6. Всем детям назначают программу развития речи. Это подчеркну­то неограниченная возможность действовать на верхних границах их существующей компетентности. 

7.  Все дети получают программу развития мануальной компетент­ности. С этой целью обеспечивается  неограниченная возможность действовать и на самом низком уровне.

     Семья является основным моментом в воплощении составленной программы для ребенка. Специалисты НЛЦ "Лалио плюс" консультируют и обучают родителей занятиям с детьми по методу Г.Домана, диагностируя при этом уровень развития ребенка и темпы его развития.


 
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК