Главная » Сенсорно-интегративная терапия

Сенсорная интеграция

     Доктор Энн Джин Айрес, эрготерапевт, имеющая дополнительную подготовку в области нейронаук и педагогической психологии,  в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теории дисфункции сенсорной интеграции. Исходя из этой теории, дети, имеющие отклонения в развитии речи, двигательной активности и эмоциональной сфере, трудности с обучением, поведением, общением, возможно, имеют нарушение работы сенсорных систем.

    В 1972 году Айрес определяла сенсорную интеграцию как неврологический процесс, который организует ощущения, как от собственного тела, так и ощущения, возникающие в результате внешних воздействий среды, и делает возможным использование тела в конкретной ситуации, планирование и организацию адекватных последовательных действий и поведения.

    Все части центральной нервной системы взаимосвязаны и функционируют как единое целое, то есть мы можем говорить о согласованной иерархически организованной целостности. Согласно Pribram (1986, с. 507) «смысл биологических иерархий состоит в том, что высшие уровни (кора головного мозга) осуществляют контроль, над низшими (ствол мозга, подкорковые структуры), но при этом также ими и контролируются». Такие реципрокные взаимосвязи распространяются на все мозговые структуры. В случаях проявления различных признаков нарушения обработки сенсорной информации, мы можем говорить о возможных соответствующих нарушениях как определенных подкорковых, так и кортикальных компонентов ЦНС, которые влияют друг на друга. Сама же ЦНС является открытой системой, а открытые системы в процессе взаимодействия с внешней средой способны к саморегуляции, самоорганизации и изменению (Kielhofner, 1985, 1995).

    Следовательно, основная цель сенсорно-интегративной терапии заключается в обеспечении стимуляции, которая будет направлена на определенные структуры головного мозга  (преимущественно подкорковые), обеспечивая возможность для их созревания (или более нормального функционирования), тем самым способствуя тому, чтобы мозг работал как единое целое (Short-DeGraff ,1988, с.200).

    Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция ощущениями от собственного тела и окружающей среды нормальна, то он дает правильные ответные реакции, и проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения не возникает.

    Если имели место быть повреждения в родах, патологии течения беременности или средовые факторы, то процесс сенсорной стимуляции может оказаться недостаточно эффективным, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции, в результате чего происходит нарушение нормального развития ребенка.

    Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами. В связи с этим, развитие сенсорно-перцептивных базовых эталонов является важным в развитии и воспитании всех категорий детей, особенно детей с нарушениями развития.

    Каждый ребенок индивидуален, именно поэтому терапевтическое воздействие в нашем Центре определяется для каждого персонализированно: выбор видов активности на занятии для ребенка обуславливается необходимостью включения у него определенных сенсорных ощущений в контекст осмысленных, самостоятельных, адаптивных форм взаимодействия. Акцент делается на интеграции вестибулярных, проприоцептивных и тактильных ощущений, формировании правильных паттернов моторных реакций и двигательных функций. 

    В современном понимании теории сенсорной интеграции выделяются четыре основные группы нарушений:

    1 группа:

    Диспраксия, включающая, те патологические паттерны, которые ранее относились к нарушениям праксиса: BIS – билатеральная интеграция и развертывание последовательности движений, соматодиспраксия. Эта группа также включает постуральные дефициты и недостаточность различения тактильных стимулов.

    2 группа:

    Проявления нарушений сенсорной модуляции (сенсорная защита, гравитационная неуверенность, непереносимость движения и гипореактивность).

    3 группа:

    Различные признаки нарушения зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.

    4 группа:

    Дефицит переработки слуховой информации и речевые показатели.

    Сенсорно-интегративный подход в НЛЦ «Лалио плюс» целенаправленно используется при различных проявлениях сенсорно-интегративных дисфункций. Давайте рассмотрим некоторые примеры возможных их проявлений:

    - Нарушения различения тактильных стимулов:

    У ребенка, как правило, снижается способность воспринимать пространственные и временные свойства прикосновений, передвижений либо положения тела. Ребенку трудно понять свойства предметов, наблюдаются постоянные манипуляции с предметами, часто неосознаваемые, невыпускание их из рук. При ходьбе ребенок ведет рукой вдоль стены, у него существуют трудности различения предметов на ощупь, есть трудности выполнения письменных заданий, рисования, застегивания пуговиц, кнопок, молнии.

    - Постуральная недостаточность:

    Низкий тонус мышц разгибателей, трудности контроля положения тела в пространстве,  стабильность проксимальных отделов конечностей, трудности с удержанием равновесия и позы, трудности в разгибании корпуса в положении лежа на животе, наличие послевращательного нистагма.

    - Нарушения праксиса:

    У ребенка наблюдаются проблемы с самообслуживанием (застегивание кнопок, сморкание, одевание),  трудности в обращении с игрушками, с участием в игре и ручной деятельности (пазлы, вырезание и наклеивание, раскрашивание, игры на детской площадке), избегание тех видов деятельности, которые вызывают затруднения, трудности с письмом, неуклюжесть (трудности согласования движений левой и правой частей тела), трудности выполнения спланированной последовательности движений (например: поимка или отбивание летящего мячика).

    - Сенсорная защита.

    При «сенсорной защите» Ваш ребенок испытывает различные поведенческие и эмоциональные реакции - избегание, страх, агрессия на неприятные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные), скачки настроения, трудности перехода от одной деятельности к другой, стремление спрятаться, убежать, уход  или отворачивание, ребенок подвержен повышенной отвлекаемости, часто привлекает внимание других людей «нежелательными» приёмами («это для детей», «я устал», не отпускает взрослого и не пробует что-то новое, плачет, цепляется за взрослых, или проявляет ярость, вспыльчивость), не любит причесываться, подстригаться, играть в песок, надевать новую одежду, реагирует на ярлычки, капризен в еде и т.п.

    Как правило «сенсорная защита» связана с ослаблением функций подкорковых структур: лимбической или ретикулярной систем.

    - Гипореактивность по отношению к ощущениям

    Проявляется как слабая реакция на стимулы и боль, дети демонстрируют ярко выраженную  постоянную вялость и апатичность, выполнение простых задач занимает у них много времени, отсутствует активная созидающая деятельность.

    - Гравитационная неуверенность

    Гравитационная неуверенность связана с ослаблением переработки информации  от отолитовой части вестибулярной системы (Fisher, 1991) и проявляется в виде страха в ответ на изменение положения головы либо потери опоры и устойчивости, например в ситуации когда ноги оторваны от земли.  Чаще всего ребенок демонстрирует боязнь спускаться или подниматься.

    - Непереносимость движений (плохая переработка вестибулярной информации)

    Проявляется в виде головокружения, повышенного потовыделения, побледнения, тошноты, рвоты в ответ на перемещения. Наблюдается избегание вращательных движений, нарастание беспокойства после передвижения (например, наклоны при завязывании шнурков, езда на транспорте, качели).

    В отличие от страха падений (гравитационная неуверенность) непереносимость движений связана с нарушением переработки информации, опосредуемо системой полукружных каналов.

    В коррекционной работе мы активно применяем сенсорно-интегративный подход со следующими категориями особых детей:

    - Различные генетические синдромы

    - Ранний детский аутизм и РАС

    - Нарушения интеллектуального развития

    - Задержка речевого развития (ОНР 1-ого и 2-ого уровня развития речи), в том числе моторная и сенсорная алалия, все формы дизартрии

    - ДЦП

    - СДВГ

    - ЗПР

    - Апраксии и афазии различных видов.

    В наши занятия мы привносим искусство: установление доверительных отношений с каждым ребенком, формирование его мотивации, подбор заданий и поддержание терапевтических видов активности на протяжении всего занятия, которые усиливают сенсорные ощущения:

    - вестибулярные (чувство движения, равновесие, положение тела в пространстве);

    - проприоцептивные (информация, получения от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции);

    - тактильные (чувственная информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже);

    - а также их различные сочетания со слуховым и зрительным восприятием.

    Мы, команда специалистов НЛЦ «Лалио плюс», придерживаемся мнения ведущих мировых специалистов в области сенсорной интеграции и эрготерапии (А. Банди, Э.Мюррей, Ш.Лейн и др.), что если нарушение сенсорной интеграции, проявляясь в недостаточности праксиса или модуляции ограничивает возможность ребенка делать то, что он хочет или должен, то наиболее эффективной и разумной терапией будет терапия, основанная на теории сенсорной интеграции, теорией управления движениями и моторного научения, а также философских основ эрготерапии. Поэтому при планировании и реализации персонализированного коррекционно-образовательного маршрута (ПКОМ) для ребенка в нашем Центре мы руководствуемся следующими принципами:

    1. Конкретные цели терапии формулируются совместно специалистом и родителями. При этом каждый раз ставится ограниченное количество целей, которые могут быть достигнуты на определённом этапе за относительно короткий срок для данного ребенка в зависимости от его потенциала.

    2. Помощь ребенку и его семье в изменении отношения к стилю поведения и тем трудностям, с которыми они сталкиваются, является важной частью терапии. Поэтому мы активно приветствуем участие родителей в наших занятиях, в процессе которых улучшается их взаимодействие и понимание с ребенком. В процессе таких совместных занятий мы обучаем родителей отдельным приемам самостоятельной работы. Особенно это важно, когда необходимо добиться изменений сенсорной модуляции. В таких случаях родители получают программу и рекомендации для дополнительных самостоятельных занятий дома.

    3. Приемы работы, упражнения, которыми мы будем заниматься на занятиях, определяются на основе анализа выполнения тестовых заданий (во время первичной консультации и в процессе последующих занятий). Терапевтическое занятие максимально имитирует компоненты той деятельности ребенка, с которой он не справляется. Каждый специалист, работающий с ребенком, четко знает планируемое содержание каждого занятия. 

    4. Когда главная задача состоит в улучшении двигательных возможностей, терапевтическая работа включает не только необходимое количество тренировок того или иного типа, но и обязательное предоставление обратной связи.

    5. Тщательно спланированная и проводимая терапия, основанная на теории сенсорной интеграции, должна в значительной мере основываться и способствовать развитию игры у ребенка, так как игровая деятельность является ведущей для наших малышей.

    6. Постоянный мониторинг результатов и достижений ребенка в целях дальнейшей корректировки ПКОМ и подключения в случае необходимости других видов коррекционных методик.

    Сенсорная интеграция является важнейшим компонентом ПКОМ, который лежит в основе успешного решения повседневных задач. Соответственно показателями успешности терапии являются не столько изменения самих сенсорных процессов, сколько изменения в плане вовлеченности ребенка в те или иные виды деятельности, что более важно с точки зрения развития.

   Как проходят наши занятия:

    Широчайшая гамма профессионального сенсорного оборудования фирмы Rehab&Medical и лучших российских производителей (различные крепления и оборудование для работы с вестибулярной, проприоцептивной системами, оборудование для развития двигательной активности, разнообразных сенсорных стимулов: зрительных, слуховых, тактильных и т.п.), которое используется в трех, специально-оборудованных залах сенсомоторного развития в НЛЦ «Лалио плюс», обеспечивает максимальную безопасность и возможность для эффективного стимулирования необходимых сенсорных систем и для развития моторных навыков в сопровождении опытных высококвалифицированных специалистов (нейропсихологов, инструкторов АФК, кинезотерапевтов).

    Специалист в активном взаимодействии с ребенком помогает ему понять, что его окружает и правильно отреагировать на это, приобретая положительный опыт. Организовывает ситуации для того или иного необходимого воздействия, где ребенок будет учиться делать выбор, составлять план действий и вырабатывать стратегию для изменения отношения к своим трудностям (например, ребенок боялся высоты, а в течение курса занятий стал лазить по лестнице и прыгать с высоты).

    Мы создаем такие виды деятельности, которые мотивируют детей с различными нарушениями развития, определяем, что привлекает каждого конкретного ребенка и встраиваем эти элементы в занятие, подкрепляя усилия ребенка восторгом, богатством его новых ощущений и радостью! Без ярких, положительных эмоций нельзя!

    Основополагающий аспект для развития и спокойствия наших малышей является ощущение физической и эмоциональной безопасности, дружелюбной и доверительной обстановки. Это создает высокий уровень успеха, в отличие от реальной жизни. При этом специалист,  включает в занятие все компоненты деятельности, которые требуются для успешного преодоления выявленных у ребенка нарушений обработки сенсорной информации.

    Наш ориентированный на семью подход (family-centered service) всегда помогает достигать максимально-возможных результатов. Как пишет Gordon (1987):

    «Занимаясь с детьми, мы часто считаем, что проводимая терапия обязательно даст положительные результаты когда-нибудь в будущем, но будущее начинается уже сегодня».

    Ну и, конечно, в таком виде терапии, работая с детьми с тяжелыми нарушениями развития различного генеза, невозможно достичь значимых для ребенка и семьи результатов коррекции без высочайшего уровеня подготовки специалистов междисциплинарной команды (нейропсихологи, кинезотерапевты, инструкторы АФК),  без регулярного повышение квалификации как на корпоративных семинарах, так и на всероссийских и международных конференциях, изучения и обмена опытом с ведущими специалистами в области кинозотерапии, сенсорной интеграции, АФК, врачами, учеными в области нейроанатомии и нейрофизиологии, детской неврологии.

    Записаться на консультацию и занятия













































 
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК