Мы поможем вам и ответим на любые ваши вопросы. Звоните и приходите к нам на первичную консультацию.
|
Консультация
|
Внимание!!! Данная методика применяется при необходимости в рамках занятий по ЛФК - Сенсорно-интегративной терапии в специальной развивающей среде
С 1985 по 1988гг доктор психиатрии Гарольд Бломберг в качестве эксперимента начал активное применение «Педагогики Ритмичного Движения» Керстин Линд в амбулаторной психиатрической клинике. В 1988г Национальный Совет по здравоохранению Швеции положительно оценил результаты применения терапии ритмичным движением на многих пациентах и «в развитии ситуаций, которые, как казалось, находились в тупике».
В 1991 году Гарольд Бломберг впервые структурировано описал метод и выдвинул гипотезу о том, как он работает, заложив в её основу теорию Триединства Мозга Пола Маклина. Также он включил в метод информацию о примитивных рефлексах и о способах их интеграции, как через Ритмичные Движения, так и методами нейро-сенсо-моторной интеграции рефлексов, разработанными доктором Светланой Масгутовой.
Нейрофизиологи И.Павлов, И.Сеченов, А Ухтомский, Н.Бернштейн, П.Анохин, психолог Л.Выготский связывали рефлексы новорожденного как с низшими нервными функциями, так и с высшей нервной деятельностью. Приведем цитату Льва Выготского: «Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но уже функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности», 1930г.
Рефлексы являются неврологической базой для двигательного и интеллектуального развития.
Следствием дисфункционального неинтегрированного рефлекса будет появление более грубых симптомов, таких как стереотипные или хаотичные движения, спастика/гипертонус в конечностях или наоборот развивается хроническая гипотония/атония. Развития не происходит, а процессы мышления в корковых отделах мозга оказываются блокированными неинтегрированными рефлексами, которые управляются стволом мозга. И поведение в этом случае начинает контролироваться рефлексами. Нейрофизиология здоровой нервной системы построена так, что каждый рефлекс должен быть интегрирован на сенсо-моторном уровне. Специфический сенсорный стимул запускает специфическую реакцию. Данная корреляция между стимулом и ответом заложена на генетическом уровне. Без полностью созревшей системы рефлексов невозможно оптимальное двигательное, интеллектуальное и социальное развитие.
Приведем несколько примеров связи первичных рефлексов новорожденного с дальнейшим развитием:
-
ассиметричный шейно-тонический рефлекс обуславливает проприоцепцию, слух, память, зрительно-моторную координацию, аудио-визуальную интеграцию;
-
рефлекс опоры – чувство собственного пространства, социальные навыки;
-
рефлексы Галанта и Переса связаны с детоксикацией мозга, грубой моторикой;
-
рефлекс Галанта обеспечивает удержание позы, контроль мочеиспускания, регулирование настроения;
-
симметричный шейно-тонический рефлекс делает возможным контроль за положение тела в пространстве, влияет на формирование бинокулярного зрения, визуальной аккомодации, бинаурального слуха;
-
хватательный рефлекс и рефлекс подтягивания обеспечивают развитие навыков ручной деятельности, включая письмо и рисование;
-
рефлекс Бабкина - это дифференциация, способность к счету и другие математические навыки.
Симптомы неинтегрированных рефлексов:
- дислексия и трудности с чтением;
- плохая осанка;
- слабая координация рука-глаз;
- слабое удержание равновесия;
- слабая координация;
- проблемы с латеральностью и перекрестными движениями;
- плохая осанка при письме;
- энурез, проблемы контроля сфинктеров;
- проблемы с вниманием и концентрацией;
- проблемы при поворотах, вождении велосипеда;
- укачивание в транспорте;
- проблемы с поведением, чрезмерная стеснительность или агрессивность;
- слабое развитие речи, задержка развития речи, трудности в произношении слов;
- гиперчувствительность к свету, прикосновению, визуальным и кинестетическим стимулам;
- неграмотность, плохой почерк;
- гиперактивность;
- легкая отвлекаемость;
- импульсивность;
- проблемы с организацией.
За контроль над постуральными рефлексами (нашу способность стоять на ногах, ходить и сохранять равновесие), процесс ингибирования примитивных рефлексов, врожденные стереотипные модели, которые контролируются стволом мозга у человека отвечают базальные ганглии (или мозг рептилий в соответствии с теорией триединого мозга Пола Маклина). Над мозгом рептилий располагается мозг млекопитающих или лимбическая система, которая отвечает за наши эмоции, память, обучение и, среди прочего, игру. Далее идет неокортекс или человеческий мозг, который позволяет нам воспринимать сенсорную информацию и окружающий нас мир и реагировать на него соответствующим образом.
При рождении ребенка все части триединого мозга существуют, но не функционируют должным образом. Для того, чтобы они функционировали как единое целое, они должны развиться и соединиться друг с другом путем разветвления нервных клеток и миелинизации нервных волокон. Для этого мозг должен получить стимуляцию. Вестибулярное чувство, проприоцептивное или кинестетическое чувство (возможность узнавать свои части тела и направлять их движение) и тактильное чувство первыми появляются внутри плода (еще во время беременности) и активируют развитие мозга у плода и у новорожденных.
Вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе. Он регистрирует движение головы и воздействие гравитации. У плода вестибулярное чувство стимулируется путем воздействия гравитации, движениями своей головы и движениями матери. Вестибулярное чувство полностью формируется на шестом месяце после зачатия, поэтому оно хорошо развито у новорожденных. Кроме того, новорожденные – хорошие пловцы. Плод на шестом месяце беременности начинает быстро двигаться, стимулируя таким образом чувство проприоцепции. Ребенок, находясь в утробе матери, начинает сгибать и разгибать свои руки и ноги, поворачивать голову, может положить палец в рот или играть с пуповиной. Давление внутри матки сильнее, чем атмосферное, и стимулирует у плода развитие осязания. Также осязание развивается, когда ребенок двигается и прикасается к утробе. После родов способность новорожденного двигаться полностью меняется, так как ребенок попадает совершенно в другую среду, в новые условия гравитации. Вне матки ребенок не знает расположения частей своего тела и не может управлять им. Движения новорожденного схожи с движениями рыбы, которую вытащили из воды. Тело двигается медленно, руки и ноги делают резкие бесконтрольные движения, а его голова гораздо более неподвижна, чем в материнской утробе. Ребенку становится жизненно необходимо восстановить своё проприоцептивное чувство. Это восстановление возможно, только если новорожденный сможет «активировать» свою внутреннюю программу детских ритмичных движений.
Итак, на основании того, что мозг нуждается в стимуляции прежде всего через двигательную деятельность, и что эта стимуляция соединяет разные уровни мозга на протяжении первого года жизни ребенка, а также, что спонтанные ритмичные движения новорожденного являются основой мозгового созревания, Гарольд Бломберг предположил, что эти движения развиваются в определенном порядке, в соответствии с врожденной программой, с индивидуальными вариациями.
Перевороты, ползание на животике, качание на руках и коленках, ходьба на четвереньках имеют ярко выраженную ритмическую основу и необходимы для развития мозга. Если новорожденный не получает достаточной стимуляции, то развитие базальных ганглиев, лимбической системы и неокортекса будет осложнено. В случае если дети пропускают одно или несколько детских движений, заложенных программой, таких как качание на руках, ползание на животе, четвереньках, то базальные ганглии могут быть недостаточно простимулированы, что затруднит их созревание и интеграцию базовых примитивных рефлексов!
Гарольд Бломберг при активной поддержке и помощи Рикарда Грубера, Евы Родригес, Диес и Франциску Хавьер, Корраско Родригесу создал методические пособия по ритмическим движениям и выпустил их под маркой “Blomberg Rhythmic Movement Training”/ «Бломберг Терапия Ритмичными Движениями» (БТРД).
Эти упражнения оказывают высокоэффективное воздействие на мозг.
Эта методика была разработана для помощи детям и взрослым с проблемами нервной системы и психики: синдромом дефицита внимания и гиперактивности, расстройствами обучения, детским церебральным параличом, аутизмом, нарушениями зрения и другими отклонениями развития.
Упражнения могут применяться для помощи детям с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, аутистическими расстройствами, нарушениями зрения. У взрослых - с болевыми синдромами, проблемами опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами.
Упражнения стимулируют:
- ствол мозга;
- мозжечок;
- базальные ганглии;
- префронтальную кору.
Через:
-
вестибулярное чувство;
-
проприоцептивное чувство;
-
чувство осязания.
Это приводит к:
- увеличению возбуждения коры, улучшению мышечного тонуса, стимуляции спонтанных детских движений;
- улучшению функции префронтальной коры, а также исполнительных функций; улучшению функционирования языковых зон мозговой коры и улучшению языка и речи;
- интеграции примитивных рефлексов; развитию рефлексов осанки; уменьшению гиперактивности.
Ведущий специалист и методический руководитель персонализированных коррекционно-образовательных программ в НЛЦ "Лалио плюс", Член Ассоциации Профессиональных Кинезиологов Чернова Елена Викторовна, с октября 2016 года проходит сертификационное обучение у Евы Родригес и Геральда Бломберга по курсу БТРД.
Тестирование неинтегрированных рефлексов у ребенка осуществляется при необходимости в ходе первичной комплексной консультации (входит в стоимость), либо может быть проведено на любом этапе коррекционной программы по решению специалиста.Тестирование оценивает моторный ответ (единственный из трёх элементов рефлекторной дуги, видимый и поддающийся объективной оценке) по пяти параметрам:
-
качество паттерна (моторный ответ должен быть в точности таким, каким он заложен на генетическом уровне в норме в ответ на специфический сенсорный стимул (раздражитель);
-
направление – каждый рефлекс представляет собой точную последовательность реакций или движений, которая завершается в определенной позе или продолжается в особом направлении;
-
время и динамика – для выполнения своей защитной функции ответ на стимул должен следовать немедленно после получения соответствующего сенсорного стимула. Замедленная реакция может являться причиной травм или задержки развития;
-
сила – энергия и физическая сила моторного ответа зависит от правильного тонуса мышц и связок. Сила мышечного ответа в рефлекторной дуге должна соответствовать интенсивности стимула, вызвавшего данный мышечный ответ. Чрезмерная или недостаточная реакция, а также её отсутствие не является нормой.
-
симметрия – моторная реакция в рефлекторной дуге должна быть симметричной. Симметрия должна наблюдаться в структуре тела, положении конечностей относительно туловища, направлении движения, времени и силе реакции.
Назначение к применению Бломберг Терапии Ритмичным Движением (БТРД) осуществляется только по показаниям проведенного тестирования в случае выявления дисфункциональных или патологических примитивных рефлексов у ребенка. Программа терапии разрабатывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка (продолжительность, количество повторений, порядок упражнений) и включает в себя специальные ритмичные движения, которые устанавливают связь между двигательным паттерном рефлекса и структурой тела. Упражнения способствуют снятию блоков и напряжения в мышцах, стимулируют проприоцептивную систему, развивают активное взаимодействие между разными группами мышц, регулируют работу глубинных рецепторов. В результате применения БТРД по коррекции моторных паттернов определенных рефлексов, происходит дозревание базальных ганглиев, образуются новые нейронные связи в мозге, развиваются нервные сети между различными уровнями мозга, ускоряется развитие коры.
Специалисты
Данные занятия с элементами ЛФК являются медицинской услугой и проводятся только специалистом по сенсорно-интегративной терапии - методистом-иструктором ЛФК Центра «Лалио плюс».
Вся информация о наших специалистах, их квалификации и опыте доступна на нашем сайте www.lalioplus.ru
Запись ребенка на данные занятия осуществляется только после предоставления направления на занятия ЛФК от любого врача, либо справки об отсутствии противопоказаний.
Данные занятия с элементами ЛФК являются медицинской услугой и проводятся только специалистом по сенсорно-интегративной терапии - методистом-иструктором ЛФК Центра «Лалио плюс».
Вся информация о наших специалистах, их квалификации и опыте доступна на нашем сайте www.lalioplus.ru
Запись ребенка на данные занятия осуществляется только после предоставления направления на занятия ЛФК от любого врача, либо справки об отсутствии противопоказаний.