Мы поможем вам и ответим на любые ваши вопросы. Звоните и приходите к нам на первичную консультацию.
|
Консультация
|
Нейропсихологическая диагностика и коррекционно-развивающие занятия.
Нейропсихология изучает мозговую организацию психических процессов (какая область мозга отвечает за ту или иную способность и психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему, в том числе отслеживает закономерности: что, за чем, в какой очередности должно развиваться, и какая психическая функция должна формироваться.
Основные структуры головного мозга у ребенка формируются до 3 лет. До 7 лет они интенсивно развиваются, а затем эти процессы идут все медленнее и завершаются приблизительно к 20 годам. Если в это время с ребенком занимаются недостаточно, мозгу не хватает стимуляции, и впоследствии какие-то способности будут сформированы слабо. Напротив, если что-то начинать развивать раньше, чем к этому готов мозг, то развитие ребенка будет дисгармоничным.
На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция очень эффективно проводится с детьми 4-12 лет, когда непосредственно встает проблема значительных затруднений ребенка при усвоении отдельных частей учебной программы, при овладении правилами и нормами поведения.
У многих современных детей часто преимущественно развиты когнитивные функции по сравнению с инструментальными, которые должны бы выступать в качестве базы, основы, помощи для мозговых функций более высокого порядка. Многие дети в возрасте 3-х лет обладают недостаточно развитой мелкой и крупной моторикой, часто нарушена координация движений, отмечается сниженный или наоборот слишком высокий мышечный тонус, им трудно сосредотачивать внимание даже в соответствии с возрастными нормами, они плохо ориентируются в пространстве, с трудом овладевают бытовыми навыками.Сейчас достаточно большое число родителей старается уделять много внимания вопросам раннего развития способностей своего ребенка. При возникновении запроса со стороны родителей детей 3-х-летнего возраста, чаще всего нет необходимости корректировать какие-то отклонения в развитии, но есть смысл осуществлять нейропсихологическое сопровождение, помогая детям правильно и своевременно проходить этапы индивидуального развития. В дошкольный период процессы созревания головного мозга происходят наиболее интенсивно. Поэтому особенно важно именно в этом возрасте обеспечить полноценные условия для его развития - соответствующую стимуляцию со стороны окружающей среды, освоение и закрепление ребенком необходимых навыков. Нейропсихология с ее знанием основных закономерностей развития мозга позволяет строить занятия с учетом опоры на уже физиологически созревшие структуры, и на их основе стимулировать развитие тех систем, которые находятся в чувствительном периоде. В большинстве случаев занятия проводятся совместно с родителями и в большей степени ориентированы на сенсорную стимуляцию. Детям предлагается большое число разнообразных стимулов и совместно с родителями, они взаимодействуют с этими стимулами различными способами.
Нейропсихологические упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.
Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.
Продолжительность каждого занятия 50 минут. Занятия имеют строго определенную, повторяющуюся из раза в раз структуру. Содержание задания повторяется на каждом занятии до тех пор, пока необходимый навык не будет интегрирован (закреплен).
Каждое задание максимально насыщенно нагрузкой на различные факторы. Кроме того, в программу включена система домашних заданий, которые ежедневно выполняются ребенком совместно с родителями на протяжении всего курса занятий.
Программа включает в себя индивидуальное количество занятий, которые проводятся минимум дважды в неделю. После прохождения цикла занятий делается перерыв не менее чем на 2 месяца.
Перерыв необходим для интеграции полученных навыков. Впоследствии возможно продолжение занятий по усложненной программе. Преимущество нейропсихологических упражнений в том, что по мере усвоения ребенком программных элементов, закрепления навыков возможности усложнения и расширения упражнений очень велики.
Многие дети не посещают никаких занятий, и их способности развиваются в процессе их обычной игровой и другой повседневной деятельности. Существует очень много детских игр, которые как раз интенсивно стимулируют развитие различных пространственных, моторных, регуляторных и других способностей ("резиночки", "казаки - разбойники", игры с мячом и др.).
Однако специфика современной реальности такова, что дети часто предпочитают проводить время за компьютером или перед телевизором, а родителям часто бывает страшно отпустить ребенка одного на улицу.
В результате ребенок живет и развивается в пространственно ограниченном мире, мало двигается, недостаточно общается со сверстниками, в связи с этим отдельные зоны мозга лишаются адекватной стимуляции и развиваются хуже.
Наиболее явно, связанные с этим проблемы, начинают сказываться в школе - когда ребенок встречается с трудностями при усвоении отдельных частей программы, не может и не хочет сосредоточиться на материале, не умеет контролировать свое поведение и эмоции. Нейропсихологические развивающие занятия позволяют преодолеть эти проблемы на ранних этапах, создают возможность для раскрытия всего потенциала способностей ребенка, формируют базу для дальнейшего обучения.
Очень важно отметить существенную разницу между профилактикой и коррекцией нарушений. Если 6-7-летний ребенок приходит с какой-то проблемой, на ее коррекцию может уйти год, чтобы мы увидели положительные результаты. Если мы начали работать с маленьким ребенком, помогая ему развиваться, он этих же умений и навыков достигает примерно за 3 месяца, и у него они гораздо лучше закрепляются!В НЛЦ «Лалио плюс» нейропсихологическую диагностику, разработку индивидуальных коррекционных программ и проведение занятий по нейрокоррекции осуществляют замечательные опытные нейропсихологи.