Мы поможем вам и ответим на любые ваши вопросы. Звоните и приходите к нам на первичную консультацию.
|
Консультация
|
ABA (Applaied behavior analysis) - прикладной анализ поведения (ПАП), в котором принципы бихевиоризма применяются для коррекции нежелательного (проблемного) поведения, развития вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков бытового самообслуживания, улучшения социализации, то есть развития социально значимого поведения при аутизме и других первазивных нарушениях развития, сопровождающихся соответствующими поведенческими расстройствами.
Как и любое поведение, оно всегда имеет определенную цель (функцию):
-
что-либо получить;
-
чего-либо избежать;
-
сенсорная стимуляция.
И соответственно оно каждый раз:
-
закрепляется, если цель достигнута;
-
не закрепляется («гасится»), если цель не достигнута.
Согласно функциональному анализу, любое нежелательное поведение происходит потому, что оно приводит к желаемому результату для ребенка.
Кроме того, нежелательное поведение - это и результат отсутствия навыков:
- коммуникативных и речевых;
-
способности к имитации;
-
навыков самообслуживания;
-
игровых;
-
взаимодействия со сверстниками.
Что предлагает ABA терапия для семьи ребенка с аутизмом в НЛЦ «Лалио плюс»
1. Избавление от нежелательных поведений ребенка и его социализация в рамках семьи, улучшение качества жизни семьи.
2. Развитие у ребенка бытовых навыков и навыков самообслуживания, самопомощи, самоконтроля.
3. Коррекция нарушений пищевого поведения, сна.
4. Туалетный тренинг
5. Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации, развитие рецептивной и экспрессивной речи.
6. Адаптация ребенка к процессу обучения.
7. Социализация ребенка в обществе.
8. Обучение академическим навыкам.
С чего начинается ABA-терапия в НЛЦ «Лалио плюс»
Прежде всего, с взаимного доверия и готовности к активному сотрудничеству родителей ребенка с нашей опытной командой специалистов в целях грамотной, максимально эффективной разработки и дальнейшей реализации персонализированной программы развития ребенка и коррекции выявленных у него поведенческих нарушений.
Персонализированная программа развития ребенка с помощью ABA-терапии выстраивается после комплексного клинического обследования: наблюдения за ребенком, подробного опроса родителей и сбора анамнеза, анкетирования, тестирования уровней развития навыков ребенка по ABLLS-R или VB-MAPP, возможно использование диагностического инструмента ADOS-2 для постановки и уточнения диагноза.
Что представляет и для чего нужна персонализированная программа АВА-терапии
Грамотная персонализированная программа ABA-терапии – это необходимое условия для успешного развития ребенка в рамках ABA!
АВА терапия без программы – это не ABA терапия.
Программа ABA-терапии обязательно содержит:
-
приоритетные направления развития, например, «развитие навыка понимания обращенной речи»;
-
обучающие цели, например, «поведение слушателя»;
-
задачи как пункты плана достижения цели, например, «различение стимулов и их назывании»;
-
определение целевого поведения, например, «ребенок различает несколько предметов и изображений, указывает на них и подает за столом и вне стола»;
-
краткое описание тренинга, метод работы;
-
критерий "мастерства", определяющий произвольность нового навыка и его генерализацию, например, «правильное самостоятельное выполнение инструкции»;
-
необходимые материалы для занятий;
-
типы используемых подсказок и ухода от подсказок;
-
критерий перехода на следующий уровень освоения навыка.
Основная цель программы будет достигнута тогда, когда ребенок не просто освоит с инструктором ABA какой-то новый навык, определенный программой, но и научится владеть и применять этот навык произвольно, спонтанно, то есть в контексте ситуации (с разными людьми, в разных обстоятельствах).
Поскольку важность и значимость грамотного тестирования навыков, разработки и сопровождения персонализированных программ ABA является необходимым залогом успеха всей дальнейшей ABA-терапии, мы работаем в сотрудничестве с опытнейшими поведенческими аналитиками ABA в России.
Родители детей с РАС имеют уникальную возможность при желании пройти диагностику аутизма в НЛЦ «Лалио плюс» по ADOS-II. Но тут нужно учесть один очень важный момент: ADOS изначально создан не для клинических целей, а для исследовательских. В США его используют в принципе активно, но для клинических целей – редко, только в совсем неясных, спорных случаях. А в массе диагноз ставится по критериям DSM врачом. ADOS-обследование очень дорого обходится и очень дорого стоит в США, т.к. требует много времени специалиста очень высокой квалификации.
В соответствии с разработанными индивидуальными программами занятия по ABA-терапии в НЛЦ «Лалио плюс» проводят с детьми сертифицированные опытные ABA-инструктора, с обязательными регулярными супервизиями со стороны поведенческих аналитиков, авторов программ развития АВА.
Ход выполнения программ, результаты текущей работы АВА-инструкторов с ребенком в обязательном порядке регулярно контролируются нашими супервизорами (результаты ABLLS-R или VB-MAPP, видео материалы, все регулярные отчеты и т.д.). По мере развития ребенка аналитики осуществляют корректировку программ.
Еще одна очень существенная особенность поведенческой программы АВА в НЛЦ «Лалио плюс» - это комплексная интеграция с огромными абилитационно-коррекционными возможностями нашего Центра в части сенсо-моторного развития, развития когнитивных и психических функций, социализации. Ребенок получает возможность успешно интегрировать полученные новые поведенческие и учебные навыки, достичь больших успехов в своём физическом, моторном, речевом, когнитивном развитии на необходимых ему отдельных занятиях с логопедом, дефектологом, кинезотерапевтом и другими специалистами за счет грамотной интеграции важных элементов его программы АВА в эти занятия и соблюдения необходимых протоколов АВА всеми смежными специалистами.