Мы поможем вам и ответим на любые ваши вопросы. Звоните и приходите к нам на первичную консультацию.
|
Консультация
|
Консультация поведенческого аналитика. Тестирование аутизма по ADOS-II.
ADOS: Autism Diagnostic Observation Schedule
План диагностического обследования при аутизме
ADOS состоит из четырёх модулей – для диагностики людей разного уровня вербального и когнитивного развития, а также для разного возраста диагностируемых - от малышей до взрослых, для каждого из которых предусмотрен свой протокол, содержащий план действий участников. Для обследования каждого испытуемого применяется только один из модулей. План действий различается от модуля к модулю, но общие принципы остаются неизменными, они включают преднамеренные вариации поведения интервьюера с использованием иерархии структурированных и неструктурированных форм социального поведения. Для определения модуля, по которому будет проведена диагностика интервьюеру необходимо предварительно оценить уровень развития речи испытуемого, который, наряду с возрастом, является критерием выбора модуля.
-
первый модуль предназначен для невербальных детей и детей, произносящих отдельные слова.
-
второй модуль диагностируют детей, использующих фразовую речь.
-
третий модуль разработан для детей и подростков, демонстрирующих беглую речь. Четвёртый модуль применяется для диагностического обследования взрослых.
Второе издание ADOS заметно отличается от первого. Впрочем, заметно это только специалистам, хорошо знакомым с этим инструментом диагностики аутизма. Изменились как протоколы обследования, так и используемая терминология. Существенно повысились чувствительность и специфичность алгоритмов. Однако самое главное и ценное отличие ADOS-2 от ADOS-1 заметно всем: это появление в нём долгожданного Модуля Т или, в народе, ясельного модуля. Теперь обследование могут проходить детишки, общий уровень развития которых, а также уровень развития экспрессивной речи соответствует возрасту от 12 до 30 месяцев. Интерес к диагностике аутизма со стороны родителей детей от года до двух с половиной мы отмечаем с тех самых пор, как начали использовать ADOS. Со своей стороны, мы также очень заинтересованы в том, чтобы выявить детей, условно попадающих в «группу риска» как можно раньше с тем, чтобы раньше начать коррекционное вмешательство, раньше оказать помощь этим малышам.
Дети младшего возраста проходят диагностическое обследование в присутствии родителя (родителей) или близкого взрослого. Для всесторонней диагностики требуется дополнительная информация об анамнезе, получаемая посредством структурированного интервью.Интервьюирование ребёнка занимает 40-60 минут и состоит из игры с ребёнком. Это, в числе прочего, игра с мыльными пузырями, функциональная и символическая имитация, празднование дня рождения, – для маленького ребёнка, невербального либо общающегося на уровне отдельных слов. Игра «понарошку», совместная интерактивная игра, конструктивное задание и задание на демонстрацию – для ребёнка, владеющего фразовой речью.
В случае, когда ребёнок, подросток или взрослый использует беглую речь, диагностический план включает обстоятельную беседу с ним на определённые темы: повседневная жизнь, эмоции, социальные трудности и раздражение, друзья и вступление в брак, одиночество, а также такие задания, как описание рисунка, составление рассказа по картинкам из книги, сочинение рассказа. Окончательный балл, полученный ребёнком по ADOS, отражает, грубо говоря, глубину его аутизма. Это среднее значение таких показателей, как уровень социального взаимодействия (необычный глазной контакт, выражения лица, адресованные другим, спонтанное инициирование совместного внимания, качество социальных инициатив и социального реагирования и др.), воображение\креативность, а также стереотипные формы поведения и ограниченные интересы.
Авторы инструмента не рекомендуют сообщать родителям результирующий балл ребёнка: эта информация предназначена для специалистов. Заключение по результатам диагностического обследования содержит, кроме эксплицитного вердикта: в спектре ребёнок или нет, - ещё и выраженность у него аутистических проявлений, согласно сравнительным шкалам, - она может быть низкой, умеренной и высокой. Не вносить баллы в заключение, предоставляемое родителям, имеет смысл ещё и в силу существования двух редакций АДОС – АДОС и АДОС-2: оба варианта инструмента используются, а сравнивать между собой полученные по каждому из них баллы нельзя.
Цель деятельности по ADOS состоит не в тестировании когнитивных способностей или иных навыков, а в создании контекстов социального взаимодействия. В концепции АДОС, РАС – это нераспознавание контекстов. Для получения возможности наблюдения бездействие интервьюера часто является столь же важным, как и его действия.
В нашем Центре Вы можете пройти со своим ребенком полноценное диагностическое обследование при аутизме ADOS-II, которое проведут сертифицированные по ADOS-II специалисты с предоставлением письменного заключения