Мы поможем вам и ответим на любые ваши вопросы. Звоните и приходите к нам на первичную консультацию.
|
Консультация
|
Использование речи - одна из самых сложных сенсомоторных задач, выполняемых телом и мозгом. Процесс овладения речью требует включения практически всех отделов головного мозга (не только центров Вернике и Брока) и представляет собой сложную задачу для праксиса. Чтобы принять участие в разговоре, мы должны слышать слова других людей. Ухо устроено так, чтобы воспринимать звуки, что задействует систему переработки слуховой информации и стимулирует слуховую кору головного мозга, где происходит этот процесс. Как только мозг начинает распознавать звуки как слова, по речевым каналам посылаются сигналы ассоциировать слова с их значениями. Чтобы наделить слова нужными значениями, мозг ищет семантическое определение, а затем – как слово используется в предложении. После этого, мозг прикрепляет к слову ассоциирующие с ним понятия. И последняя его задача - изучить прагматику, то есть социальный контекст использования слов.
Понимание речи - процесс, в котором понимание значения слова выглядит как распознавание определенного кода. Как только ребенок начинает понимать принцип использования слов, задача мозга усложняется: необходимо сформировать ассоциативные связи и развить способность понимать смыслы, а также оттенки значений. И очень важную роль здесь играет предыдущий опыт. Чтобы понять услышанное, мозг посылает сигналы по образовавшимся в процессе эмпирического опыта каналам нейронных связей, после чего формирует соответствующий ответ. Следует помнить о том, что понимание - это распознавание не буквальных значений слов и фраз, но скорее тех значений, которые задумывались говорящим. Чтобы понять сказанное, слушатели используют свои знания о мире, говорящем человеке, о характере общения и конкретной обстановке.
Следующая задача, которая стоит перед нашим мозгом – найти слова (подобрать семантический ряд), чтобы сформулировать ответ. За этим мозг обращается к понятийной системе. Мозг работает над преобразованием слов в смыслы и следит за тем, чтобы эти смыслы уложились в нужную грамматическую конструкцию (синтаксис речи), благодаря чему другие могли понять сказанное. И наконец, словам придается интонация, которая добавляет сообщению эмоциональный окрас и более явно подчеркивает намерения говорящего (просодика речи).
Без семантики, синтаксиса и просодики - речь, как язык коммуникации невозможна. Искажение, отсутствие хотя бы одной из этих составляющих, приводит к соответствующим локальным или глобальным речевым нарушениям.
Описанная последовательность этапов, связанная с развитием понимания и воспроизведения речи, помогает получить представление о том, какую роль в этом процессе играют моторные навыки. Чтобы мы произнесли слова, мозг должен физически сотворить слова и обозначаемые ими понятия. Он посылает электрические импульсы через свои нейронные сети и нервные окончания глотке, горлу, языку, губам и лицевым мышцам, чтобы произнести нужные звуки. Звук создается, когда все составляющие артикуляционного аппарата заставляют вибрировать воздух. Не случайно природа задумала расположить их вблизи слуховой системы.
Речь, как процесс, многомерна и включает в себя различные интегрированные навыки, основанные на развитии познавательных способностей и знания языка. Для владения речью крайне важно, чтобы окружающая обстановка побуждала к общению, ведь речевые проблемы (речевые расстройства) существуют не в языке, а скорее в самом ребенке. Поэтому так важны игры, стимулирующие речевой отклик. Все способы взаимодействия, в которых ребенок каким-либо образом доносит свои мысли до другого человека, являются речью и должны всячески поощряться.
Если вы заметили, что Ваш ребенок:
-
категорически отказывается от твердой пищи, предпочитая есть только мягкую протертую еду, прежде чем проглотить питьё надувает щёки, возникает рвотный рефлекс от холодной и/или твердой пищи, долго жуёт и выплевывает пищу, давится при глотании;
-
совсем не говорит или отстаёт в речевом развитии, соответствующему его возрасту (смотрите таблицу ниже);
-
неохотно вступает в контакт или просто не реагирует на обращение, использует речевые штампы или часто эхолалит (повторяет вне контекста простые фразы или слова, услышанные в рекламе, мультфильмах и т.д.), говорит монотонно и безэмоционально;
-
-
в возрасте старше 4-х лет, имеет выраженные дефекты речи, звукопроизношения (каша во рту, не выговаривает звуки в словах, переставляет буквы в словах и т.д.).
то мы рекомендуем не откладывать Ваше обращение к нам и готовы разработать и предложить Вашему малышу наиболее эффективный комплекс коррекционных занятий, с помощью которого мы сможем максимально помочь ребенку с исправлением даже самых сложных речевых нарушений, запустить речь у неговорящего ребенка.
Что включает в себя система комплексной логопедической помощи ребенку с любыми нарушениями или отсутствием речи в нейро-логопедическом центре "Лалио плюс"?
Как проходят занятия по запуску и развитию речи Вы можете увидеть в нашем фотоальбоме!Прежде всего - углубленное клиническое обследование, на основании которого, консилиум специалистов разрабатывает и согласует с родителями персонализированный коррекционный маршрут (ПКМ) ребенка, оптимально учитывающий выявленные дефициты развития, потенциальные возможности ребенка, его возраст, запрос родителей. ПКМ состоит из индивидуальных занятий на основе оптимально подобранных методик, наиболее эффективно подходящих для данной нозологии нарушений речи и их генеза с самого раннего возраста:
- коррекция нарушений оральных функций у новорожденных детей и детей до 1 года по программе "Логопедический массаж детям до года: глотание, сосание, жевание" для предупреждения последующего развития нарушений речевых нарушений;
- комплексные игровые логопедические занятия по запуску речи для неговорящих детей:
- логопедические занятия по методике Новиковой-Иванцовой;
- логопедические занятия с использованием языковой программы МАКАТОН;
- игровые логопедические занятия в сенсорно-интегративной среде;
- логопедические занятия по методу глобального чтения с использованием программы "Начинаем говорить".
Стоит также отметить нюансы нарушений или отсутствия речи у детей с РАС, которые в отличии от нарушений речи у детей с ТНР, имеют другую этиологию, а следовательно требуют и иного подхода в коррекционной работе.
- комплексные игровые логопедические занятия для детей с нарушением речевого поведения при аутизме:
- логопедические занятия с использованием языковой программы МАКАТОН;
- кинезотерапия для детей с РАС;
- игровые логопедические занятия в сенсорно-интегративной среде;
- ведение PECS для неговорящих детей с аутизмом;- занятия в группе коммуникативного развития по программе "Вместе весело шагать".
- занятия с логопедом по развитию звуко-слоговой структуры слова, фразовой речи, вызывание звуков раннего онтогенеза;
- занятия с логопедом по развитию лексико-грамматических категорий, фразовой речи, начальные навыки чтения;
- занятия с логопедом по коррекции общего недоразвития речи (ОНР) при алалии, дизартрии (коррекция лексики, грамматики, связной речи);
- занятия с логопедом по коррекции фонетико-фонематических нарушений (ФФН) с помощью программы Fast ForWord при дислалии, дислексии, дисграфии и дизартрии;
- занятия с логопедом по коррекции заикания с использованием логотерапевтического комплекса БОС;
- логопедический массаж;
- RESET - балансировка височно-нижнечелюстного сустава (ВНС);
- мозжечковая стимуляция;
- занятия с дефектологом по Программе "Мир, в котором я живу";
- музыкальная терапия;
- занятия по сенсо-моторному развитию;
- когнитивное развитие в совместной контекстной деятельности на занятиях по прикладному творчеству;
- занятия на Интерактивном метрономе IM;
- занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения.
Основными задачами логопедических занятий, как они сформулированы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, являются:
-
Развитие понимания речи, воспитания умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребёнка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; воспитание умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных семантических структур.
-
Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарного звукового анализа и синтеза.
-
Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.
Огромный опыт, накопленный командой специалистов НЛЦ "Лалио плюс", показывает, что комплексный персонализированный интегративный подход к абилитации и коррекции нарушений речи любой нозологии и генеза будет максимально эффективен при соблюдении следующих простых условий:
-
строгая регулярность занятий с соблюдением минимально-необходимой частоты;
-
максимальная интенсивность занятий, учитывающая физиологические и психо-эмоциональные возможности ребенка;
-
полная включенность родителей в коррекционный процесс.